Немного истории



    Как часто в концертах, по радио, телевидению, в грамзаписи, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами. В научной классификации романсы относятся к камерно-вокальному творчеству композиторов и представляют собой вокальную пьесу с инструментальным сопровождением. Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр. Песни исполнялись на родном (романском) языке, откуда и появился термин “романс”. Примерно к концу XIX века романс приобрел такую отличительную черту, как пение его одним солистом (реже двумя). Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары. Народные же песни, в отличие от романсов, исполнялись как солистом с музыкальным сопровождением или без него, так и хором.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, Сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России. Песенное творчество середины XVIII—XIX века в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Народ в подавляющем большинстве был неграмотным, поэтому придуманная кем-то мелодия, несущая его дух, отражающая его чаяния и настроения, подхватывалась другими и становилась таким образом достоянием всех, то есть становилась народной. Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия. Шли годы, появлялись люди, которые по зову сердца пытались собрать и записать то, что скрупулезно отбиралось. Надо полагать, что они и сами привносили в собираемый ими материал что-то свое, так как зачастую были людьми музыкально образованными. Бывало, пускались в специальные фольклорные экспедиции, по свидетельству современника, “не гнушались грязных, но шумных и веселых трактиров..., где пристраивались добровольцы из мастеров пения и виртуозов игры на инструментах”.

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям. Третьи видят в романсе трибуну для провозглашения философских идей. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М. Глинка — А. Пушкин), “Голос из хора” (Г. Свиридов—А. Блок), “Титулярный советник” (А. Даргомыжский—В. Курочкин), “Для берегов.отчизны дальней” (А. Бородин—А. Пушкин).

Современные композиторы — как старшего поколения, так и творческая молодежь — постоянно обращаются к этому жанру вокальной музыки. Мы сегодня слышим их романсы не только в концертном исполнении, но и в кино, радио и телевизионных передачах, звучат они и в эстрадных программах.

Огромное влияние имел жанр романса на твочество цыган. Этнографы и фольклористы неоднократно отмечали тесную и органическую зависимость культуры цыган от традиций того народа, среди которого они живут. По современным научным представлениям древней прародиной цыган была Индия, откуда они пришли в Европу через Афганистан, Персию, Турцию, Кульминацию этого миграционного процесса относят к Х—XI столетиям. На территории России цыгане поселились в основном в конце XVII—начале XVIII века, а в южных пределах государства—еще в XV столетии, проникнув сюда из придунайских областей. Они образовали особые этнические группы, по культуре отличные от русских цыган. Предки последних появились в российских землях намного позже, проложив, как считают учёные, путь через Германию в Польшу. Первые правительственные указы, касающиеся цыган Российской империи, датированы тридцатыми годами XVIII века. В настоящее время ареал проживания русских цыган довольно обширен: это северные и центральные области России (включая Поволжье), а также Сибирь и Дальний Восток. Если в странах Западной Европы цыгане издавна подвергались жесточайшим гонениям и репрессиям, то в России отношение к ним в прошлом было сравнительно терпимым. Цыгане были искусными ремесленниками (кузнецами, лудильщиками) и превосходными знатоками лошадей - в этой области русское население широко прибегало к их практической помощи. Однако, пожалуй, главную роль в общественном признании цыган в России сыграло восхищение их музыкальным, танцевальным, артистическим искусством. Поклонниками цыганского пения были Пушкин и Толстой, Фет и Островский, Лесков и Герцен, Тургенев и Куприн.

Родоначальником профессионального исполнительства цыган в России был знаменитый хор, собранный из состава крепостных цыган в 1774 г. графом А. Г. Орловым-Чесменским и руководимый на протяжении многих лет представителями артистической династии Соколовых. Репертуар цыганских хоров первоначально состоял главным образом из русских народных песен и романсов, к лучшим образцам которых можно причислить произведения Глипки и Даргомыжского, Булахова, Варламова, Гурилева, Дюбюка. Цыгане избегали исполнять с эстрады свои национальные народные песни, а если и позволяли себе это, то воспроизводили фольклорный первоисточник в значительной концертной переработке. И это профессиональное хоровое пение, в свою очередь, оказывало определенное влияние на формирование н развитие бытового пения и музицирования в самых широких демократических слоях русских цыган. Особенно ощутимо воздействие русского романса на цыганскую песенность.

В настоящее время существует, как и раньше, множество концертирующих коллективов, исполняющих цыганские песни и танцы. Их популярность в нашей стране достаточно велика. Однако было бы неверно не замечать таких явлений в выступлениях цыганских ансамблей и солистов, как стремление к развлекательности и нарочитому “осовремениванию” стиля исполнения под воздействием шаблонов лёгкой музыки.

Говоря о романсе и цыганской песне, нельзя не упомянуть таких известных исполнителей, как Н.Сличенко и Н.Эрденко, уникального русского гитариста С.Орехова, создавшего свой музыкальный язык, влияние которого распространилось на многих профессиональных гитаристов, работающих в цыганских коллективах. Удивляет и восхищает тончайшее чувствование романса и цыганской музыки В.Пономарёвой. Изысканным вкусом и профессионализмом отличается дуэт "Ромэн". В этом же направлении работает ансамбль "Яр".
   

   ССЫЛКИ



  Главная  
  Фотоальбом  
  Наш репертуар  
  Музыка  
  Гостевая книга  
  Пишите нам  





Хостинг от uCoz